ЯЗЫ́К СРЕДСТВ МА́ССОВОЙ ИНФОРМА́ЦИИ (ЯСМИ).
Функциональная разновидность литературного языка, которая сформировалась с началом распространения средств массовой информации. К средствам массовой информации (СМИ) принято относить телевидение, радио, прессу, документальное кино, электронные газеты и журналы.
Такие средства образуют сложное функционально-стилевое единство в системе литературных языков. Одна из главных особенностей СМИ - массовый характер информации (коммуникации), противопоставляемый персональной информации. Обращенность к массовому адресату определяет существенные особенности Я. с. м. и.:
a) его коммуникативную общезначимость (доступность разнородной и массовой аудитории), что предъявляет к языку такие требования, как простота, краткость, ясность, точность, выразительность, исключение узкоспециальных слов, диалектизмов, жаргонизмов;
б) стандартизированность. Во многих своих жанрах Я. с. м. и. ориентируется на нейтральный языковой стандарт;
в) демократизация как отражение живых процессов, наблюдаемых в современном русском литературном языке. Я. с. м. и. оказывает сильное воздействие на формирование стилистических вкусов, языковых норм, структуру языка в целом (Костомаров, 1999, 2005). См. языковой вкус.